Стас Корниенко (stkorn) wrote,
Стас Корниенко
stkorn

Categories:

Взрослое одиночество, и при чём тут любовь?

ВЗРОСЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО И ПРИ ЧЕМ ТУТ ЛЮБОВЬ?


timur_gagin (оригинал - здесь)


   Чем человек взрослее, тем меньше в его жизни любви. Почему моим друзьям, тем, кому за тридцать и за сорок так хочется этой самой любви, и так трудно в неё верится? Почему так плохо получается у людей умудрённых, предусмотрительных и битых жизнью эта штука, которую влёт и влёгкую имеют в своей жизни подростки? Что тут не так?



СЧАСТЛИВАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

   Чем хороша жизнь ребёнка — даже не из самой благополучной — из обычной семьи? Безответственностью. Что бы ты ни сделал, высшая и ЛЮБЯЩАЯ тебя сила все исправит. Конечно, можно и по попе получить, и в углу постоять, но это мелочи. Крыша над головой, тепло, хлеб, одежда — все будет. И доброе слово, и бытовая забота. И сопли тебе подотрут, и пол за тобой. А если вляпаешься в неприятности, то это в конце концов их, родителей, неприятности: выслушивать разносы в школе, объясняться с милицией, искать деньги или врача для аборта…

   Мир к этому ребенку — НЕ равнодушен. Не просто «не зол», а именно «неравнодушен». Мир к нему — добр. Не сам по себе. В лице тех самых любящих взрослых, которым не все равно. Которым он, этот маленький человек отчего-то дорог и нужен сам по себе — НИ ЗА ЧТО. Просто так. Даже любить встречно необязательно. Вообще ничего не обязательно. Тебя любят — просто так.

   Кого-то больше, кого-то меньше, кого-то просто оберегают, кому-то еще приносят пирожные, кого-то наказывают чаще, кого-то реже, но все равно — берегут. Детская безответственность (счастливая безмятежность и ясное ожидание хорошего будущего) и та самая безусловная любовь, о которой так много говорят — стороны одной медали.



МОМЕНТ ВЗРОСЛЕНИЯ

   Взросление — это синдром, то есть комплекс симптомов, это изменение психического строя. Оно открывает одни возможности и закрывает другие. Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем. Вот так, чтобы давать — просто так, за факт существования — вот так уже, увы — никому.

   При хорошем раскладе кому-то интересны его, выросшего ребёнка, способности, возможности, данные и то, что он может сделать. При раскладе совсем отличном кому-то могут понравиться его данные внешние. Ум или манера двигаться. Но даже и здесь его любят за то, что он — развлекает. И чем дальше, тем больше приходится все равно делать, чтобы нравиться-развлекать и не наскучить.

   В тот момент, когда человек окончательно осознает себя совершенно одним, перестаёт надеяться, что «высший глаз» присмотрит, а «высшая рука» поддержит тем или иным способом — он становится ответственным — взрослым. Начинает бояться. За себя, за завтрашний день, за тех, за кого отвечает. Появляется серьёзное отношение к жизни. И пропадает магия высших сил, вера в любящий мир. Или, если хотите, чувство любимости пропадает.

   Нет, мир и люди по-прежнему не враждебны (хотя в момент перехода-осознания многим кажется именно так). Все гораздо хуже. Миру, людям, нет никакого дела. Вообще. И тебя — такого уникального — могут размазать не «за что-то», не из зависти и злобы. А походя. Случайно. Просто так. Nothing personal.

   И вот теперь, когда магия исчезла, «объективная картина мира» заставляет все время морщить лоб. Напрягаться. Предусматривать. Подстраховываться. Рвать на себя и рваться вперёд. Сначала с юным апломбом покорителя мира. Потом со страстью опаздывающего на последний поезд. Потом с безысходностью от того, что никакого поезда нет… а ехать надо. У взрослости есть разные состояния:

•  «Я один, все меня бросили, люди сволочи.» — обычно сразу после перелома.
•  «Я один, сам по себе, и это круто, буду самодостаточным!» — когда много сил,
а шишек в неподстрахованной жизни набито ещё мало.
•  «Я один, мне никто не поможет, надо быть осторожным и внимательно смотреть по сторонам.» — еще позже.
•  «Я один, но если следовать правилам, не высовываться и быть как все, то пронесет или эти все прикроют.» — и такое бывает.
•  «Я один, и это значит, что одиночкам надо держаться друг за друга, сотрудничать, помогать выживать.» — не самый плохой вариант.



ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

   Есть те, кому везёт. Везёт вновь оказаться кому-то нужными просто так. Просто за то, что они есть. И снова кто-то присматривает, помогает, не спит ночей и подставляет плечо — не в обмен. Не за плату, не по уговору, не по обязанности. Потому что так хочет. Потому что не представляет, что может быть иначе. Потому что — любит.

   Вообще-то это неправда, что просто так. Обычно если его так любят, а он — нет, редко кто купается в такой любви как в счастье. По крайней мере редко кто — долго. Потому что тот, второй, все таки хочет в ответ. Ни много, ни мало — любви. Такой же. А нелюбящего это напрягает. Потому что ему, нелюбящему, не предусмотреть всего, не оказаться везде, не подхватить все мелочи, как ни напоминай себе, как ни уговаривай себя. Потому что нелюбящему тяжело изображать любовь даже частично.

   Везёт (совершенно уникально и непостижимо) — тем, кто ухитрился вляпаться в такое иррациональное, несправедливое, незаслуженное чувство — взаимно. Именно тогда снова зажигается в душе настоящий огонь той самой детской веры: что ты кому-то больше всего в жизни нужен просто так, и что так будет всегда. То есть — что ничего специально тебе делать не надо.

   Для того, чтобы не пришлось вместо настоящего огня рисовать картонный факел и психологическими ухищрениями себя обманывать, что огонь-де, настоящий, чтобы не «делать золото из дерьма», нужны именно обе составляющих:
•  тебя любят просто так и
•  так будет всегда.

   Вот тогда всё и случается. Тогда видавший виды подозрительный, пессимистичный, рациональный и недоверчивый к подаркам жизни взрослый мозг вдруг обретает практически всю первозданную радость детства. Нет, он не глупеет. Просто многое, что важно и нужно для человека одинокого и людям в основном безразличного — теперь — становится совсем не важно. Потому что жизнь из рутины снова становится — радостью. Потому что завтрашний день снова сулит не «выживание», а интерес и новые подарки. Потому что жить снова не «приходится», а… ну, вы меня понимаете.



   И я, вслед за многими и многими до меня, увы — не знаю, как это сделать. Знаю только, что так — бывает.


П.п.К.С. :)
© timur_gagin
Рекомендую заглянуть в его журнал, там много интересного..
По наводке замечательного tvarec.

 
Tags: Мир глазами программиста, Эти мерзкие люди
Subscribe

  • Сплин - "Резонанс. Часть 1"

    Традиционный музыкальный обзор: "Сплин" выпустили новый альбом " Резонанс. Часть 1": http://music.yandex.ru/#!/album/1801924 На мой взгляд…

  • Дельфин - QT

    Дельфин, как обычно, гениален. Никогда бы не подумал, что мне понравится что-то, что содержит значительную долю абстракционизма. Но эта песня…

  • Пикник - Египтянин

    Что привлекательного в песнях группы " Пикник"? То ли выразительные электрогитары, то ли пронзительный монотонно-неторопливый голос, полностью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Сплин - "Резонанс. Часть 1"

    Традиционный музыкальный обзор: "Сплин" выпустили новый альбом " Резонанс. Часть 1": http://music.yandex.ru/#!/album/1801924 На мой взгляд…

  • Дельфин - QT

    Дельфин, как обычно, гениален. Никогда бы не подумал, что мне понравится что-то, что содержит значительную долю абстракционизма. Но эта песня…

  • Пикник - Египтянин

    Что привлекательного в песнях группы " Пикник"? То ли выразительные электрогитары, то ли пронзительный монотонно-неторопливый голос, полностью…